Лучшие бренды для исключительных музыкантов
+7 495 973-90-70

Интервью с Учителем. Михаил Новокрещенов - один из лучших преподавателей вокала в России

 

 

Расскажите, пожалуйста, о начале работы с учениками. Как все началось?

 Моя биография, наверное, мало кому интересна. А вот вопрос, который я себе задавал, будучи абсолютным дилетантом в том, что касается вокала, я озвучу. И если у нашего с вами читателя этот вопрос никогда не возникал, то и дальнейшее чтение этого текста не будет ему интересно. Хотя, могу допустить, что кто-то после прочтения интервью обратит на это внимание и его восприятие музыки изменится. Итак, вот этот вопрос:

 -Почему самые яркие звезды нашей эстрады (в то время это Алла Пугачева, София Ротару, Эдуард Хиль, Лев Лещенко, Ларса Долина и пр.) да и сейчас любая из "звезд эстрады",что называется, "рядом не стоят" со средним западным исполнителем, я уже не говорю о мэтрах мировой величины.

То, что они  инопланетяне, я отбросил сразу. Значит, ответ следует искать где-то в другом месте. И я направился в Институт имени Гнесиных. То, что доносилось из кабинетов почтенного заведения, и то, что я услышал на курсовых экзаменах, повергло меня в уныние. Мне стало понятно, что поиск ответа не будет легким. Позднее, мне на ум пришла аналогия со скрипками известного мастера Страдивари. Ведь что-то отличает его творения от инструментов, сошедших с конвейера завода музыкальных инструментов. Хотя там тоже работают "профессионалы". И здесь мы подходим к основным заблуждениям большинства людей относительно голоса.

 Вот эти заблуждения:

-Голос у человека либо есть, либо его нет.

-И если голос есть, то он такой, каким его наделила природа.

Отсюда делается ошибочный вывод, что обучение вокалу сводится к постановке дыхания, приобретению навыков использования так называемых резонаторов и правильному интонированию. Может быть, кто-то еще что-нибудь добавит в этот перечень. Но принципиальным остается одно - "выше головы не прыгнешь!". И абсолютная (я подчеркиваю это!), абсолютная глухота подавляющего большинства так называемых педагогов по вокалу, сравнимая с дальтонизмом, является причиной, из-за которой они не различают природу звука, издаваемого лучшими вокалистами мира. Тезис "выше головы не прыгнешь!" становится приговором их ученикам! В поединке между врачом и пациентом всегда оказывается прав врач: если пациент умер, то он сам и виноват - медицина сделала все возможное. Так же и с вокалом -  если ученик не демонстрирует прогресса, значит плох ученик! И если Вы, не согласны с этими постулатами, значит у Вас есть шанс состоятся в качестве вокалиста.

 Может ли вокалист быть универсалом, т.е. петь и классику и эстраду?

Разумеется! И Николай Басков это блестяще демонстрирует! Шутка! А если серьезно, то послушайте песню Guarda che Luna в исполнении Паворотти. Или песню Barcelona в исполнении Фредди Меркюри и Монсеррат Кабалле. Или дуэт Андреа Бочелли и Кристины Агильера. Ответ на Ваш вопрос там.

 Есть ли разница в подготовке сессионного студийного музыканта и концертирующего, поющего вживую?

Разницы нет. Либо ты умеешь петь (играть, танцевать)и делаешь это хорошо, либо нет. Другое дело, что исполнение сольных партий требует большего от вокалиста, чем участие в бэк-вокале. Но здесь, я думаю, я истину не открыл.

 Какая база для вокалиста должны быть первой - классическая или эстрадная?

А этот вопрос является порождением еще одного заблуждения, которое я не упомянул. Нет базы эстрадной или классической. Иначе это уже не база. База в вокале может быть только одна. Если продолжать аналогию со скрипками страдивари, то инструменту (здесь скрипке, а в нашем случае голосу) все равно что Вы на нем играете. Это могут быть пассажи Паганини или "мурка", или "цыганочка" или сатирические куплеты. Спросите скрипача - на кого он учился - на "паганиниста" или на кабацкого лабуха?  С чего начинали свой путь классические и джазовые пианисты? В разных жанрах есть свои эстетические парадигмы и приемы, но они не отменяют всестороннего владения инструментом. А голос - это безусловно инструмент. Наверное, самый сложный и богатый обертонами.

Существует такое мнение, что академическое исполнение более бедно обертонами, чем исполнение джазовое и эстрадное. Так ли это?

Я бы не проводил линию раздела по границе между академическим, джазовым и эстрадным пением. Так же как не стал бы раздавать оценочные баллы классической, джазовой и эстрадной музыке. Бессмысленно спорить о том кто сильнее - каратист или боксер? Сильнее тот, кто талантливее, лучше подготовлен и творчески подходит к делу. Ответ на Ваш вопрос - нет! это не так!

 Можете ли с первых нот при прослушивании определить, что вам ждать от ученика?

Вопрос не корректен! Я с первых нот могу определить - чем уже обладает (или не обладает) ученик. А что от него ждать может сказать только специалист по психоанализу. У меня есть одна ученица (если она прочтет это интервью, она себя узнает), которую природа наделила потрясающей красотой, абсолютным слухом и сильным голосом. Я возлагал на нее большие надежды, так как каждый тренер ищет талантливого подопечного, чтобы полностью раскрыть свой тренерский талант. Но, очевидно, ее устраивает тот уровень владения голосом, который ей и так уже подарила природа. К сожалению, она приходит ко мне как в караоке-клуб - просто попеть песенки. В очередной раз, когда моими стараниями она взяла не досягаемые до того для нее ноты плотным наполненным обертонами звуком, она флегматично сказала: "да, раньше я так не могла. Давайте споем песенку". И тут я понял, что она совсем не настроена на покорение вершин мастерства. Ее и так все устраивает.  И наоборот, ученик, не обладающий сверхъестественными способностями, при соответствующем упорстве может достичь больших высот.  Известный культурист, продюсер и актер Александр Невский выиграл в этом году конкур "Мистер Вселенная". Тот самый, который выигрывал Шарцнегер четыре раза. И это притом, что в детстве он (А.Н.)был хилым болезненным мальчиком. 

 Можно ли при обучении наработать слух? вывести его на новый уровень?

Да. Все, что тренируется - развивается!

 Сколько лет вы преподаете?

В общей сложности 15 лет.

 Как вы работаете с учениками? Расскажите, пожалуйста, о вашей методике.

Это тренинговая методика - сродни тренажерному и гимнастическому залу. Принципы те же: развитие специальных мышц и наработка необходимых певческих рефлексов. Описать это невозможно. Так же как передать вкус плода авокадо. Даже тот факт, что вы знакомы со вкусом апельсина, не приблизит Вас к пониманию того что такое авокадо. Все это лежит в области ощущений. Не зря все притчи о мудрых гуру повествуют о том, как на вопросы учеников те отвечали действием, приводящим ученика к пониманию предмета вопроса. Могу рассказать одну такую в качестве дополнения к ответу на вопрос о том - что ждать от ученика, который решил, что хочет петь.

Итак, притча:   Приходит к известному гуру ученик и говорит ему, что хочет у него учиться. "А почему ты вдруг решил у меня учиться?" -спросил мудрец. "Да просто про тебя, учитель, молва идет на всю округу. Вот я и подумал, может и мне податься в ученики".  На что мудрец окунает голову ученика в чбан с водой, пока тот не начинает пускать пузыри. "Вот когда ты захочешь знаний так же как сейчас воздуха, приходи. А пока ты не готов" - сказал мудрец.

Можно ли с "нерабочим" голосом сотворить чудо?

Так называемые проблемы с голосом имеют ту же природу, что и импотенция у мужчин - в 95% случая это психологические (в случае с голосом рефлекторные) зажимы, не имеющие патологической и медицинской основы. Все что тренируется - развивается!

Согласны ли вы со сравнением Шаляпина "работа над вокалом сравнима с трудом кузнеца"?

Да, бесспорно! Кстати Шаляпин - один из очень немногих русских исполнителей может быть упомянут в числе мировых звезд оперной сцены.

 Можно ли заниматься вокалом самостоятельно, без преподавателя?

Если Вы точно знаете что Вы делаете и зачем, и  результат Вас устраивает - пожалуйста, занимайтесь самостоятельно.

Если же результат Вас не устраивает, а причину неудач Вы не знаете, тогда ищите педагога, который, по вашему мнению, отвечает на ваши запросы. Больше слушайте пение тех вокалистов, чей вокал для вас является примером, и  критически относитесь к тому, что навязывает Вам педагог. Потому, что "включив глубокое певческое дыхание", добившись "хорошей кантилены", "активизировав головной резонатор" и получив "полетный", с "высокой певческой формантой" голос, Вы  вдруг обнаружите, что еще дальше удалились от своих любимых исполнителей и встали на одну доску с типичными представителями "совковой" вокальной школы, о которых я упомянул вначале разговора. Если же именно это и было Вашей целью, тогда назовите меня самовлюбленным всезнайкой и продолжайте свой творческий путь не обращая внимание на таких умников, как я. Ибо сказано в библии

"Не сотвори себе кумира!". Правда там же сказано и "Имеющий уши, да услышит!" - В любом случае решать Вам.  

 Сколько раз в неделю надо заниматься вокалисту с преподавателем, а сколько самостоятельно?

 Все зависит от того чем заниматься с преподавателем, а чем самостоятельно. С иным преподавателем лучше вообще не заниматься!

А если серьезно, то, повторюсь, если результат Вас устраивает, делайте то, что делаете. Если же не устраивает, значит что-то надо менять. Для начала поменяйте педагога (если он у Вас уже есть). Или найдите педагога (если у Вас его еще нет).

 Может ли голос «сесть», «пропасть», «испортиться» с возрастом или от неправильного пения?

С возрастом - нет! От неправильного пения - легко!!! Опять же, "потеря" голоса в подавляющем большинстве (!) случаев не имеет медицинской причины и не является необратимой!

 Учите ли вы работать с микрофоном?

 Да. Более того каждое занятие, состоящее из тренинга, который я уже упоминал, я заканчиваю студийной записью песни, над которой мы работаем. Этой записи присваивается текущая дата и сохраняется в архиве. Таким образом создается "журнал успеха". И в моменты творческого кризиса, когда ученику кажется что ничего не получается и мы стоим на месте, мы слушаем запись предыдущего урока и все сомнения снимаются. У меня как в шахматах - все ходы записаны.

 Микрофон для вокалиста много значит?

 Так же как и инструмент для инструменталиста. Я абсолютно убежден, что учиться надо на хорошем инструменте и на хорошей аппаратуре. Именно поэтому у меня стоит лучший в истории человечества микрофон Neumann U47. Поскольку работа над голосом заключается в создании богатейшего обертонами голоса (см. мою аналогию со скрипкой мастера Страдивари), то результат работы не будет оценен по достоинству, если на пути между вокалистом и слушателем (а на занятиях это одно лицо, так как вокалист после записи сам оценивает свои успехи)стоит плохая аппаратура.

 Полезно ли вокалисту, который собирается петь сольно, пение в хоре?

 Есть один постулат, который я часто повторяю в числе прочих: "Не важно ЧТО делать - важно КАК делать!" . Один мой знакомый вокалист заявил однажды "официально", что пение в хоре "сажает" голос. Я могу так же "официально" заявить, что так как он поет, голос "сядет" не только в хоре. Ответ же на ваш вопрос следующий - если Вы поете "правильно", то любое пение только на пользу голосу. Термин "правильно" значит для каждого свое, ибо вокал - это религия, т.е. "во что веришь, то и есть!" Я глубоко убежден, что Лариса Долина и певица Валерия считают себя выдающимися вокалистками и имеют своих почитателей. Именно поэтому я не настаиваю на всем сказанном сегодня. "Пусть цветут все цветы". И каждый для себя решает что для него хорошо , а что плохо. Что является правильным, а что не правильным.

Благодарим Вас за интервью!

 (Более подробно с работой Михаила Вы можете ознакомиться на его сайте http://www.mastervokala.ru)

Подписка на новости

ICQ 573372005
Skype Всегда на связи!
YouTube Наши трансляции
RSS Будь в курсе событий!